Воскресенье
19.05.2024
08:45
Категории раздела
Мой Город Ставрополь [66]
Новости города [66]
Справочник [63]
Объявления [63]
Афиша города [66]
Голос города [65]
Избранное [66]
Популярное [65]
Новое [28]
Клиники, больницы, мед центры [130]
Магазины, супермаркеты, торговые центры [106]
Коммуналка [17]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Вы любите свой город?
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Stavropol-8652.my1.ru

Каталог статей

Главная » Статьи » Голос города

Вышеславов Владимир Витальевич Ставрополь
вышеславов владимир витальевич ставрополь

Соотечественники, проживающие за рубежом, как фактор национальной безопасности современной России

Автореферат

Автор: Вышеславов, Владимир Витальевич

Тема: Соотечественники, проживающие за рубежом, как фактор национальной безопасности современной России

Тип работы: автореферат дис. кандидата политических наук

Справка об оригинале: Соотечественники, проживающие за рубежом, как фактор национальной безопасности современной России. автореферат дис. кандидата политических наук. 23.00.02 / Вышеславов Владимир Витальевич [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т] - Ставрополь, 2009 - Количество страниц: 22 с.

Выходные данные: Ставрополь, 2009

Демографическая составляющая региональной безопасности (на материалах Ставропольского края).

Вышеславов Владимир Витальевич,

соискатель кафедры Политологии и социологии

Ставропольского Государственного Университета,

консультант комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества.

Анализ экономического потенциала Ставропольского края позволяет выделить основные проблемы в сфере экономики:

1. В регионе велика доля теневой экономики, что сдерживает рост налоговых поступлений. Крупными корпорациями проводится стратегия трансфертного ценообразования по выводу прибыли за пределы региона и минимизации налоговых платежей, уплачиваемых в региональные и муниципальные бюджеты.

2. Медленно развивается инфраструктура как производственная, так и финансовых рынков. Ее несовершенство задает высокий уровень издержек в экономике, препятствует слаженности и эффективности взаимодействия отдельных частей рыночного механизма.

3. Недостаточно привлекательных объектов для инвестирования - предприятий, обладающих высоким потенциалом роста, собственники которых заинтересованы в привлечении инвесторов низка активность стратегических инвесторов вследствие недостаточной информированности об инвестиционных возможностях региона ограничен доступ к кредитным ресурсам и другим инструментам долгосрочного финансирования.

4. Регион традиционно занимает одно из первых мест в различных рейтингах инвестиционной привлекательности и конъюнктурных обозрениях, однако несколько ниже оценивается инвестиционная активность.

Что касается прогноза развития экономики, то в ходе финансового моделирования, осуществленного на этапе стратегического анализа, нами были выделены 6 отраслевых агрегатов.

Они делятся на три группы по приоритетности и значимости для развития экономики региона: 1-й приоритет - Санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс 2-й приоритет - Комплекс торговля-транспорт-логистика, комплекс строительство, ЖКХ, комплекс образование, наука, инновации   3-й приоритет - Комплекс промышленное производство, агропродовольственный комплекс.

Динамичное развитие экономики Ставропольского края обуславливает потребность трудовых ресурсов и возводит вопрос антропотока в ранг архиважнейших. Хотя реальная демополитическая ситуация такова, что, например, негативные изменения в рождаемости являются одной из причин высокого уровня старения. На 1000 лиц трудоспособного возраста на начало 2001г.   приходилось   727 лиц нетрудоспособного возраста, из которых 49 % - дети до 16 лет и 51 % - лица пенсионного возраста. Демографическое старение (т.е. высокая доля лиц в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения) уже длительное время характеризует население многих регионов Российской Федерации и в том числе Ставропольского края. Согласно классификации ООН население государства считается старым, если доля людей старше 65 лет, в общем числе жителей, превышает 7 %. В настоящее время 12,8 % ставропольцев (и 12,6 % всех россиян) находятся в вышеуказанных возрастах. Средний возраст населения края составляет 37 лет (у мужчин - 35 лет, у женщин - 40 лет).

Негативные тенденции в рождаемости в последнее десятилетие обусловлены, в основном, взаимодействием двух основных факторов: первый отразил адекватную реакцию населения на снижение уровня и качества жизни, второй   фактор обозначил формирование и развитие у молодежи новых типов репродуктивного поведения,   связанных с изменением в стиле и образе жизни.

На наш взгляд, тренды мирового развития в XXI веке будут определяться такими феноменами как политика, экология и миграция.   Не вдаваясь в подробный анализ первых двух феноменов, и не рассматривая их взаимосвязь, остановимся лишь на таком явлении как миграция как факторе динамики современного общества.

Глобальные трансформации мира последней четверти XX – начала XXI   века дали толчок очередному витку «переселения» народов, который затронул и политическую, и социальную, и экономическую, и духовную жизнь как принимающих, так и отдающих сообществ, что в, свою очередь, породило ситуацию глобальной неопределенности, в которой прогнозирование перспектив развития мирового сообщества становится исключительно сложным.

Н.В. Воробьев, рассматривая социальное влияние миграций, выделяет целый комплекс последствий [1].

1. меняется численность населения и его возрастная структура (как известно, наиболее миграционно активна молодежь от 17 до 29 лет), что может привести к смене режима воспроизводства населения.

2. поскольку качественные характеристики мигрантов отличаются от характеристик постоянного населения в местах выхода и вселения, происходят изменения в составе населения по образовательному уровню, социальному статусу, сферам деятельности и т.д.

3. увеличивается этническая мозаичность населения в местах вселения мигрантов. Многие миграционные потоки, как правило, имеют ярко выраженную этническую направленность.

4. формируются новые генотипы, изменяются генофонд и течение генетического процесса в популяции.

Все это, по нашему мнению, приводит к   переносу, трансляции, смене идентичностей в принимающих обществах. Помимо выделенных последствий, можно также сформулировать следующие:

1. поскольку основную долю мигрантов составляют лица трудоспособного возраста, снижается спрос на рабочие места в районах выхода и увеличиваются - в районах вселения. Приток мигрантов вызывает изменения на локальных и региональных рынках труда, усиливая конкуренцию за рабочие места, тем самым, усугубляя одни проблемы занятости населения и способствуя решению других.

2. массовые миграции, организуемые или регулируемые государством посредством определенной миграционной политики, требуют больших материальных затрат и наличия специальных служб.

Эти качественные отличия позволили ряду экспертов усомниться в правильности использования термина миграция применительно к сегодняшней ситуации, когда мы видим не просто процессы перемещения людей, а процессы смены идентичностей на территории, куда направлены эти потоки [2].

Наметившиеся тенденции в этномиграционных процессах также способствуют дальнейшему осложнению демографической ситуации в крае. В настоящее время русские имеют самый низкий естественный прирост. Их высокая доля в составе механического прироста означает, по сути, снижение показателей воспроизводства населения в крае и в дальнейшем.

Другая проблема,   которую выдвигает миграция – использование нелегальной рабочей силы на краевом рынке труда. Оценочный прогноз показывает, что на территории края находятся около 5000 незаконных трудовых мигрантов, преимущественно из государств СНГ, работающих по гражданско-правовым договорам, то есть вне рамок трудового найма. Иностранная рабочая сила зарегистрирована более чем на 50 предприятиях. Всего же на территории края в 2001 году работало около 1600 зарегистрированных иностранных работников или 1, 4% от численности экономически активного населения. Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод: привлечение легальной иностранной рабочей силы не оказывает существенного влияния на рост безработицы в Ставропольском крае.

Анализ социально-демографической ситуации в Ставропольском крае   свидетельствует о том, что демографический кризис, характерный для России в целом, имеет место и на территории нашего края. По прогнозам Госкомстата РФ в ближайшие 10 лет ситуация с рождаемостью должна несколько улучшиться за счет численного роста поколения женщин, родившихся в конце 70-х – 80-ые годы и увеличения общего коэффициента рождаемости до 10,2 (в расчёте на 1000 населения). Вместе с тем, даже при растущем уровне рождаемости в ближайшее время вряд ли удастся приостановить увеличение показателей смертности. Поэтому единственным источником роста численности ставропольцев будет миграционный приток населения из других регионов России, стран СНГ и Балтии, возможно - дальнего зарубежья.

Следует отметить, что миграционные процессы чутко реагируют на любые изменения в экономике, политике и законодательстве. Резкое увеличение иммиграции в регионы Северного Кавказа связано с межнациональными конфликтами, ухудшением социально-экономического положения и общественно-политической обстановки на постсоветском пространстве. В 1994 г. было зафиксировано максимальное количество прибывших из государств СНГ и Балтии на территорию России – более 1 млн. человек. Около 15 % выбрали новым местом жительства территории Северо-Кавказского экономического района. Наличие общих границ с государствами Закавказья обусловило то, что каждый третий прибывший на Северный Кавказ был выходцем из Закавказских республик. Число прибывших в регион Северного Кавказа из стран – бывших республик СССР, в том числе и из государств Закавказья, с 1995г. начало заметно снижаться. Это происходило как вследствие сокращения российских диаспор в этих странах, так и (хотя в меньшей степени) в связи с ограниченными возможностями России по приёму и обустройству мигрантов.

Влияние миграции на систему образования имеет две стороны. С одной стороны – это дефицит ученических мест, с другой стороны приток детей в миграционном потоке способствует обеспечению работой учителей и воспитателей.

Миграционные процессы, по мнению учёных-медиков, обострили в Ставропольском крае положение в области санитарно-эпидемиологической обстановки. Этому способствовали наряду с другими факторами открытость государственной границы России, увеличение международных связей, передислокация воинских контингентов и наличие большого количества вынужденных мигрантов, проживающих в антисанитарных условиях.

Проблемы социально-демографического положения в крае являются предметом особого внимания со стороны Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края.

В целях стабилизации и улучшения демографической ситуации в крае,   на наш взгляд, необходимо осуществление следующих мер:

1. разработка комплексной программы «Охрана и укрепление здоровья населения Ставропольского края»

2. разработка краевой целевой программы «О переселении соотечественников, проживающих за рубежом в Ставропольский край»

3. продолжить дальнейшую реализацию и внедрение целевых программ «Планирование семьи»,   «Безопасное материнство»

4. обеспечить выполнение «Комплексного плана организационных и лечебно-профилактических мероприятий по снижению репродуктивных потерь в крае»

5. принять меры по реализации государственной кадровой политики в крае, которые будут содействовать обеспечению расширенного качественного воспроизводства трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рыночной экономики и перспективам научно- технического прогресса

6. совершенствовать региональные нормативно-правовые документы по содействию занятости инвалидов

7. разработать мероприятия по миграционному контролю,   в том числе   по созданию краевой комиссии по миграционному контролю в местах компактного проживания вынужденных переселенцев.

Таким образом,   рост численности населения обусловлен в настоящее время только миграционными процессами, что вносит определённый негатив в тенденции социально-демографического развития края: растёт криминогенность, социальное неприятие в обществе, из-за притока дешёвой рабочей силы, используемой на низко - квалифицированных и мало оплачиваемых работах увеличивается и без того высокая нагрузка на рынок занятости, возникают и другие проблемы. Всё это требует принятия мер по контролю миграционных потоков, их строго регламентированному учёту и регулированию.

Литература.

1. Асеев Ю.И. Гожев К.М. Современные миграции на Северном Кавказе: социологический анализ. - Ставрополь, 2000.

2. Белозеров В.С. и др. Доклад о состоянии и мерах по улучшению социально-демографического положения в Ставропольском крае. – Ставрополь, 2002.

3. Белозеров В.С. Этническая карта Северного Кавказа. – М. О.Г.И. 2006. – 304 с.

4. Воробьев Н.В. Региональная организация миграции в сибирских условиях. – Новосибирск, 2001. – С. 12.

5. Галич Я.В. Миграция как составляющая геополитического процесса мезорегиона (на материалах Ставропольского края) // Политическая миграциология. – Вып. 1 / Под ред. Косова Г.В. – Ставрополь: ГОУВПО «СевКавГТУ», 2006.

antropotok.archipelag.ru/dok/dok01.htm

7. Рязанцев С.В. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. – Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 376 с.

Поступила в редакцию 30 сентября 2007 г.

Соотечественники, проживающие за рубежом, как фактор национальной безопасности современной России Вышеславов Владимир Витальевич

Диссертация - 480 руб. доставка 10 минут. круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб. доставка 10 минут. круглосуточно, без выходных и праздников

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ КАК ФАКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Понятие «соотечественники, проживающие за рубежом» как политологическая категория

1.2. Потенциал соотечественников, проживающих за рубежом, для достижения национальной безопасности современного общества

1.3. Миграционная политика зарубежных стран по обеспечению национальной безопасности

ГЛАВА II. СООТЕЧЕСТВЕННИКИ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

2.1. Потенциальные возможности российских соотечественников, проживающие за рубежом, в условиях возрастания угроз национальной безопасности

2.2 Российские соотечественники как объект миграционной политики Российской Федерации

2.3. Миграционная политика субъектов Российской Федерации для обеспечения региональной безопасности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ 152

ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что соотечественники, проживающие за рубежом, и связанные с ними проблемы миграции и иммиграции из разряда социально-экономического, культурного феномена переходит в разряд политического. В связи с этим понимание взаимосвязи политических процессов с проектом «национальный мир», а также выявление сущности, характера и направленности их взаимодействия становится необходимым условием достижения национальной и региональной безопасности.

Выявление роли и места соотечественников, проживающих за рубежом, в современном политическом процессе, в обеспечении национальной безопасности невозможно в рамках традиционных подходов к изучению этого феномена. Современный политический процесс как на глобальном, так и государственном уровнях протекает на фоне интенсификации миграционных процессов в ситуации унификации мирового социально-экономического, культурного, политического пространства. Геополитические изменения в современном мире с неизбежностью приводят к новым волнам миграции, возводят проблему соотечественников и все сопутствующие ей проблемы в ранг актуальных.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена явно выраженными тенденциями к дестабилизации на глобальном, региональном, страновом уровнях и усилием ведущих стран по выработке оснований для обеспечения устойчивого развития мирового сообщества неэффективностью старых и отсутствием новых действенных механизмов обеспечения социальной, экономической, духовной, информационной безопасности поиском путей оптимизации существующих методов, способов обеспечения национальных интересов России на Северном Кавказе. Одним из векторов приложения усилий для разрешения означенных проблем может быть работа с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Приведенная аргументация позволяет говорить о теоретической и практической значимости диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной политической науке проблемы соотечественников, проживающих за рубежом,-в контексте обеспечения национальной^ безопасности практически не исследованы. Основной, массив исследований связан с изучением социально-демографических, социально-экономических, социально-трудовых проблем миграции вообще.

За последние пять лет был издан ряд авторских и коллективных монографий, включая фундаментальные разработки, подготовленные в рамках программы «Проблемы миграции и гражданства в постсоветском пространстве». Следует назвать работы В.И. Бушкова, Н.М. Лебедевой, Д.В. Микульского. В.А. Тишкова 1. Большинство исследований уделяется внимание-позиционным особенностям регионов: они раскрывают ресурсно-трудовую базу государств Содружества, акцентируют основное внимание- на базовой модели политического развития региона и его трудовоймодификации, изучают перспективы- межгосударственной интеграции. Однако вопросы интеграционного потенциала, политических факторов миграции они практически не затрагивают.

Особое место- в научной литературе заняло развитие идей Т.И. Заславской' о миграционном поведении, о влиянии субъективного фактора на механизмы принятия решений, связанных с миграцией. и Л. Л. Рыбаковскогоо трехстадийном- миграционном процессе, представляющим последовательную цепочку событий. Первой стадией является формирование предпосылок территориальной подвижности населения. Второй - собственно перемещение, миграция, изменение' территориального статуса. Третья стадия стадия 1

1 Лебедев Н.М. Новая русская диаспора. Социально-психологический анализ. - М. 1995 Миграции и новые диаспоры в постсоветских государства / Отв.ред. В:А. Тишков. - М. 1995 и др.

Заславская Т.И. Рыбаковский Л.Л. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе // Социологические исследования. - 1978, - № 1. 3 Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (Вопросы теории). - М. 2003.

завершения миграционного процесса связана с приживаемостью переселенцев на новом месте.

Общей теории миграций и прикладному анализу различных аспектов их социально-политического значения посвящены работы Г. Витковской, Ж. Зайончковской, А. Вишневского (взаимосвязь демографических и миграционных процессов, а также проблемы вынужденных миграций), В. Иноземцева (роль и значение миграции в постиндустриальных странах), В. Тишкова, Э. Паина, Д. драгунского, В. Мукомеля (влияние иммиграционных процессов на межнациональные отношения и проблемы толерантности).

Проблемам миграции русскоязычного населения из ближнего зарубежья посвящены труды С. Панарина, Ж. Зайончовской, Л. Рыбаковского, Г. Витковской, Г. Пядухова, Л. Максакова, В. Переведенцева, X. Пилкингтона и др. 1 Следует выделить работу С. Панарина «Центральная Азия: интеграционный потенциал и перспективы миграции», в которой особое внимание уделено политическим особенностям пространства перемещений. Автор отмечает: «. Когда пространство перемещения неделимо, мы имеем дело с внутригосударственной миграцией, когда оно рассечено границами - с межгосударственной. » .

Вопросу взаимосвязи мигрантов и социальной принимающей среды, проблеме снижения социальной напряженности через процесс адаптации мигрантов к местному сообществу посвящены работы Б.Г. Жогина, Ж.А. Зайончковской, Т.Ф. Масловой, В.А. Тишкова, В.К. Шаповалова и др. 3

Зайончовская Ж. Исторические корни миграционной ситуации в Средней Азии. - М. 1995 Рыбаковский Л. Центральная Азия и Россия: проблемы миграционного оттока. - М. 1995 Витковская Г. Миграционное поведение нетитульного населения. - М. 1996 Максаков Л.П. Миграция населения Узбекистана. - Ташкент, 1989 Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. - М. 1995 Pilkington Н. Migration, Displacement and Identity in Post-Soviet Russia. - London New York, 1998. - P. 50-60.

2 Панарин С. Центральная Азия: интеграционный потенциал и перспективы миграции. - М. 1994.

Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение / Под ред. В.А. Тишкова. - М. 1997 Зайончковская Ж.А. Новоселы в городах (методы изучения приживаемости). — М. 1972 Жогин Б.Г. Маслова Т.Ф. Шаповалов В.К. Интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество: опыт практической и исследовательской деятельности. - Ставрополь, 2002.

Решению вопроса об интеграции мигрантов с местным населением, посвящены работы связанные с проблемами толерантности 1 .

Вопросы правового и политического регулирования миграционных процессов затрагивают в своих работах Г. Гольдин, Е. Гайдар, С. Градировский, Л. Графова. Они концентрируют свои усилия на выработке практических имплементационных решений для.иммиграционной политики России 2 .

Интересным: направлением в западных исследованиях посвященных миграционным процессам является, securitization of migration. Авторы в своих работах стремятся соотнести миграцию с безопасностью. Эти проблемы не раз проявлялись в политическом и общественном сознании в периоды крупных войн, социальных катаклизмов и масштабных экономических перемен. В. западной науке общими проблемами миграций в мире и осмыслением- вопросов воздействия иммигрантов на принимающие страны, прежде всего на общество и экономику, занимаются М: Вейнера, Э. Гиденс, Н. Глэйзера , К. Джоппке, А.

Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности: Материалы региональной научно-практической конференции (29 - 30 мая 2002 г.) / Под общ. ред. Ефимова Ю.Г. Забелина В.М. -Ставрополь, 2002 Толерантность как основа социальной безопасности / Под ред. Н.П. Медведева. - М. Ставрополь, 2002.

2 Витковская Г.С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. - М. 1993 Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы // Под ред. Ж.А. Зайончковской. - М. 199 Вишневский А.Г. Андреев Е.М. Население России в первой половине нового века // Вопросы экономики. - 2001, № 1 Иноземцев В Л. Кузнецова Е.С. Глобальный конфликт XXI века. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационых противоречий // Полис. — 2001, № 6 Тишков В.А. Основные направления российской политики по отношению к мигрантам и соотечественникам, за рубежом. - М. 1997 Паин Э: Межнациональные отношения и миграция // Миграция. - 1997. - № 1 Драгунский Д'.В'. Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция Северной Евразии // Полис. - 1995, - № 3 Переведенцев В.И. Миграция населения в СНГ: опыт прогноза // Полис. - 1993, - № 2 Гельбрас В.Г. О восточной политике России // Pro et Contra. - 1998, том 3. - № 1 Гольдин Г.Г. Проблемы управления современными миграционными процессами // Зарубежный опыт государственного управления. — М. 1999 Гольдин Г.Г. Политические и правовые проблемы миграции.- М. 2000 Нужны ли иммигранты российскому обществу? / Под ред. В.И. Мукомеля, Э.А. Паина. — М. 2006. 5 Flockhart Т. Rees G. W. A Core Europe? The EU and the WEU II Rethinking Security in Post-Cold War Europe I W. Park G. W. Rees (eds.). - London New York, 1998. - P. 71-74 Weaver O. Securitisation and Desecuritisation II On Security I R. D. Lipschutz (ed.). - New York, 1995. - P. 46-86 Weiner M. Bad Neighbors? Bad Neighborhoods: An Inquiry into the Causes of Refugee Flows II Intern. Security. - 1996. - Vol. 21. - № 1. - P. 5-42.

Кпосова, Дж. Холлифилд. Проблемам конфликтности в полиэтнических обществах и вопросам имплементации политики мультикультурализма посвященьт исследования П. Бьюкенена, Д. Махариджа, Л. Остина, А. Ричмонда. Эта же проблема разрабатывается w отечественными учеными: В. Авксентьевым, И. Бабкиным, А. Дмитриевым, М. Саввой .

В. Иванов, Г. Осипов, В. Сергеев рассматривают «русский» мир» в контексте социальных реалий' современности. В. Тишков изучает его теоретические основы, а Н. Нарочницкая и А. Панарин - историческую и политическую составляющие феномена «русский мир» 4 .

Б.И: Дубсон, Лейшкалне Г.К. рассматривают проблемы интеграции русскоязычного населения в станах Прибалтики, Израиле.

Труды Г. Косова, И. Орловой, Е. Письменной, С. Рязанцева, М. Ткаченко, Мі Шульги посвящены изучению «новой русской диаспоры», взаимодействиям России^с «русским миром».

А. Бороноев, В. Локосов, П. Смирнов рассматривают проблемы будущего «русского мира».

Отдельно выделим работы М.А. Асвацатуровой, В1А. Авксентьева, Ю.И. Асеева, А.В1 Алиевой, B.C. Белозерова, Г.С. Денисовой, Б.Д*. Иванникова, А.Ю. Коркмазова, Е.М. Лысенко, СВ. Рязанцева, М.В. Саввы, посвященные миграционным процессам на Юге России 5 .

Hollifield J.S. Immigrants, markets and) states. Harvard University Press, 1992 Joppke C. Immigration and the Nation-State. Oxford University Press, 1999.

2 Austin L. The path to national suicide. An essay on immigration and multiculturalism. -

Monterey, 1990.

3 Дмитриев A.B. Миграция: конфликтное измерений. - M. Альфа-М. 2006. - 432 е.

Дмитриев А.В. Пялухов Г.А. Этнические группы мигрантов и конфликты в анклавных

рынках труда // Социологические исследования. - 2005. - № 8 Дмитриев А.В.

Конфликтогенность миграции: Глобальный аспект // Социологические исследования - 2004. -

№10. -С.4-14.

4 Иванов В.Н. Сергеев В.К. «Русский мир» и социатные реалии. — М. 2008 Нарочницкая

Н.А. Русский мир. - СПб. 2007 «Русский мир» и проблемы обеспечения устойчивого

развития региона / Под ред. Г.В: Косова. — Ставрополь, 2008.

3 Асеев Ю.И. Гожев К.М. Современные миграции на Северном Кавказе: социологический анализ. - Ставрополь, 2000 Аствацатурова М.А. Савельев В.Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. - Ростов-на-Дону Пятигорск: СКАГС, 2000 Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование управление.

Соотечественники, проживающие за рубежом, как фактор обеспечения национальной безопасности еще не рассматривались. Эти обстоятельства повышают актуальность, научно-познавательную и политико-практическую значимость политологического исследования роли, места соотечественников, проживающих за рубежом, в современном политическом развитии,

Северокавказский регион. - Р.-н /Д. Пятигорск: Изд-ва СКАГС, 2002. - 627 с Аствацатурова М.А. Этническая миграция в контексте приоритетов человеческой безопасности // Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтническом кавказском регионе. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 304 с Белозеров B.C. Танеева Е.И. Миграционные процессы на Ставрополье // Проблемы расселения: история и современность. - М. 1997 Алиева А.В. Особенности миграции дагестанских народов на территорию Ставропольского края во второй половине XX века // Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтническом кавказском регионе. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 304 с Белозеров B.C. Эволюция этнических процессов на Северном Кавказе // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 29. -Ставрополь, 2002. - С.67-73 Белозеров B.C. и др. Доклад о состоянии и мерах по улучшению социально-демографического положения в Ставропольском крае. - Ставрополь. 2002 Белозеров B.C. Миграции титульных народов стран Южного Кавказа на Северный Кавказ //Кавказский географический журнал. Тбилиси. - 2002, Вып. 1. - С. 142-149 Белозеров B.C. Русские на Кавказе: эволюция расселения // Русские на Северном Кавказе: вызовы 21 века. Южнороссийское обозрение. - №10. 2002.- Ростов на Дону, 2002. - С.56-79 Белозеров B.C. Этническая карта Северного Кавказа. — М. О.Г.И. 2006. - 304 с Денисова Г.С. Русский исход в северокавказском дискурсе // Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтническом кавказском регионе. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 304 с Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северное Кавказе. — Ставрополь, 1994 Лысенко Е.М. Миграция населения на Северном Кавказе как проблема социологического анализа.-Ставрополь, 2000 Рязанцев СВ. Влияние миграции на социально-экономическое положение региона и проблемы совершенствования системы управления миграционными процессами на Ставрополье в современных условиях // Вестник Ставропольского гос.университета. - Вып. 15. - Ставрополь, 1998 Рязанцев СВ. Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитических условиях. - Ставрополь, 1999 Рязанцев СВ. Этнические мигранты на Ставрополье // Социологические исследования. — 2000 Рязанцев С, Свечникова Л. Ставропольский край: модель этнологического мониторинга. - М. 2001 Рязанцев С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Вопросы экономики. - 2005.- № 7. - С.37-49 Рязанцев С Трудовая миграция из России и новая российская диаспора за рубежом // Мировая экономика и междунар. отношения. -2006. - № 9. - С.32-40 Савва М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). - Краснодар, 1997 Савва М.В. Миграция в Южном федеральном округе // Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии. Ежегодный доклад. 2004. - М. УОП ИЭА РАН, 2005. - С. 67 Савва М.В. Межнациональные отношения на Юге России: особенности и динамика // Межнациональные отношения и становление гражданского общества на Юге России. - Краснодар. 2002 Савва М.В. Межэтнические отношения: проблемы Кубани // Развитие личности. - 2001. - №1 Савва М.В. Основные подходы к профилактике межнационального конфликта силами СМИ // СМИ и межэтнические отношения в Краснодарском крае. — Краснодар, 2003 Савва М.В. Миграционные мифы Краснодарского края и опыт интеграции мигрантов в местное сообщество // Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтническом кавказском регионе. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 304 с.

предопределяют выбор темы, объекта и предмета диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является соотечественники, проживающие за рубежом.

Предметом диссертационного исследования выступает общая характеристика соотечественников, проживающих за рубежом, как фактора национальной безопасности современной России.

Цель исследования - определение роли и места соотечественников, проживающих за рубежом, в обеспечении безопасности Российской Федерации.

Решение данной цели требует реализации следующих задач: - уточнить понятие «соотечественники, проживающие за рубежом», в контексте политологического знания

- определить потенциал соотечественников, проживающих за рубежом,

для достижения национальной безопасности

- проанализировать зарубежный опыт миграционной политики в

условиях возрастания национальной безопасности

выявить потенциальные возможности соотечественников, проживающих за рубежом, в обеспечении национальной безопасности

рассмотреть соотечественников, проживающих за рубежом, как объект миграционной политики РФ по снижению гроз национальной безопасности

проанализировать миграционную политику субъектов РФ в условиях обеспечения региональной безопасности.

Теоретико-методологические основы исследования.

Диссертационная проблематика изучалась с позиции методологии политической динамики (Г. Алмонд, А. Бентли, А. Дегтярев, Д. Истон, Е. Мелешкина, Г. Пауэлл, Д. Трумэн), согласно которой политический процесс рассматривается и как элемент политической системы, и как перманентная трансформационная динамика социально-политических структур.

Важными методологическими и теоретическими источниками явились работы классиков политологической науки, социологии, социальной психологии, труды современных западных и отечественных ученых в области политической жизни, экономического, социального, политического поведения личности, поведения человека в экстремальных или деструктивных условиях (А. Бал, Г. Гартман, С. Липсет, Д. Ольшанский, Э. Эриксон).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыто эвристическое значение понятия «соотечественники,

проживающие за рубежом» в широком и узком его понимании и обоснована

целесообразность использования понятия «российская диаспора» для

обозначения соотечественников, проживающих в дальнем зарубежье

выявлено, что соотечественники, проживающие за рубежом, обладают социально-политическим, экономическим и демографическим потенциалом и обосновано, что его использование способствует укреплению национальной безопасности

на основе сравнительного анализа опыта зарубежных стран выявлены основные тренды национальной иммиграционной политики, к которым относятся направления, обеспечивающие социально-экономическую и демографическую безопасность

доказано, что российские соотечественники, проживающие за рубежом, выступают в зарубежных странах в качестве политического и экономического лобби, отстаивающего национальные интересы России и способствующего формированию ее положительного геополитического имиджа

обосновано, что в условиях возрастания угроз национальной безопасности соотечественники, проживающие за рубежом, становятся объектом миграционной политики России как носители демократических политических практик и опыта современных экономических коммуникаций

сделан вывод о том, что региональная миграционная политика направлена на адаптацию репатриированных соотечественников в

принимающем регионе и инверсию стихийных неконтролируемых миграционных потоков из гроз региональной безопасности в фактор ее обеспечения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «соотечественники, проживающие за рубежом» можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле - это граждане России, СССР и Российской Федерации, постоянно проживающие за ее пределами и получившие иностранное гражданство или ставшие лицами без гражданства. В узком понимании - это бывшие граждане СССР, которые постоянно проживают в постсоветских государствах, получив там гражданство или став лицами без гражданства. Российские граждане, проживающие в «дальнем зарубежье», образовывают российскую диаспору, то есть устойчивую совокупность выходцев из России, живущих в иноэтническом окружении и имеющих социальные институты для своего функционирования как социальной общности.

Потенциал соотечественников для обеспечении национальной безопасности современного государства-донора определяется инфраструктурой их диаспоры, встроенной в коммуникационные сети инокультурного государства и создающей пересечение физикалистского (административного, географического) и релятивного (коммуникационного, экономического и т.п.) пространств как государств-доноров, так и государств-реципиентов. Это дает диаспоре соотечественников возможность влиять на социально-политическую и экономическую жизнь государства-реципиента, а так же укреплять экономическое и политическое могущества государства-донора, решать его демографические проблемы за счет их переселения на Родину. Соотечественники, проживающие за рубежом, как политическая, социальная, экономическая сила позволяют решать как внутриполитические, так и внешнеполитические задачи государства-реципиента.

Государственная иммиграционная политика, осуществляемая, в частности, в Германии, Израиле, Казахстане, Перу, направлена на заполнение

внутригосударственных вакантных мест привлеченными соотечественниками, проживающими за рубежом, решение демографических проблем, консолидацию этнического единства и сохранение культурного потенциала. Данная политика получила юридическое оформление как в конституциях этих стран, так и специальных законодательных актах. Политика поддержки диаспор этими государствами ориентирована так же на создание плацдарма на территории государств-реципиентов для своей политической и экономической экспансии.

4. Стремление соотечественников, проживающих за рубежом, к

адаптации в иноэтнической, инокультурной среде и защите своих прав, к

установлению и расширению связей с исторической Родиной, развитию

взаимопомощи и взаимоподдержки стимулирует консолидационные процессы в

среде соотечественников, способствует формированию лобби, отстаивающего

российские политические и экономические интересы. Такая ситуация

стимулирует гуманитарные, экономические контакты государств их

проживания с Российской Федерации, формирует положительный

геополитический имидж современной России, способствует снятию

напряженности в мировом политическом процессе.

5. В современной миграционной политике России значительное место

занимают вопросы соотечественников, проживающих за рубежом. Это

обусловлено повышением их значения как социально-политической основы

интеграционных процессов возрастанием их роли в решении

демографических проблем внутри Российской Федерации,

переориентированием политики России в сторону реальных нужд человека и

гражданина, в том числе и тех, кто в силу исторических событий находится за

пределами Родины. В условиях увеличения угроз национальной безопасности

России государственная политика в отношении соотечественников за рубежом

ориентирована на работу с «русским миром» (поддержка русскоязычных

изданий, школ, юридическая помощь и консультации, работа с православной

церковью за рубежом) и оказания содействия в приеме и обустройстве

соотечественников, переселившихся на добровольной основе на историческую Родину.

6. В целях придания миграционным потокам вектора, направленного на стабилизацию социально-политической, экономической ситуации в регионе и обеспечения региональной безопасности в субъектах Российской Федерации, формируется региональная законодательная база, направленная на привлечение квалифицированных кадров из числа соотечественников, проживающих за рубежом, продуктивное использование их интеллектуального, трудового, демографического потенциала.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется сформулированными теоретико-методологические принципами, которые могут способствовать осмыслению миграции, миграционных процессов с учетом глобализационных изменений, формированию современных ориентиров в миграционной политике как Российской Федерации, так и мирового сообщества, в целом.

Обоснованная в работе правомерность синтеза современных гуманитарных теорий и подходов к анализу политической реальности, к рассмотрению корреляции миграционного и политического процессов может быть использована для* уточнения понятийного-аппарата политологии и других наук, для последующих исследований проблем миграции как фактора современного политического процесса на мировом и отечественном уровнях.

Теоретическое значение диссертации обеспечивается возможностью на основе выявленных знаний о тенденциях соотношения современных миграционного и политического процессов, тенденциях их развития выработать адекватные меры эффективной государственной миграционной политики, направленные на обеспечение национальной безопасности.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью введения в политическую практику новых сведений о политической сущности, специфике современного миграционного процесса. Полученные данные могут служить научной основой для подготовки

законопроектов Российской Федерации и ее субъектов в области миграционной политики, программ взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества в решении проблем обеспечения миграционной компоненты устойчивого развития государства. Положения и выводы диссертации могут применяться управленческими структурами при проектировании и регулировании социальной действительности, что особенно важно в связи с поиском практического решения задач реформирования современного российского общества.

Материалы диссертации могут использоваться в качестве информационной базы для последующих социально-политических исследований, служить основой для региональных разделов учебных программ образовательных учреждений, программ спецкурсов и курсов по выбору, написанию учебников и учебных пособий.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на кафедре политологии и социологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

Апробация осуществлялась посредством выступлений на конференциях различного уровня, в частности, на Международной конференции «Миграционная политика в условиях глобализации общества» (г. Ставрополь,

г.), Международной научно-практической конференции «Миграционные процессы на Юге России: реалии, проблемы, перспективы» (г. Ростов-на-Дону,

г.).

Опубликовано по теме диссертации 6 работ общим объемом 3,2 печатных листа, в том числе две работы опубликованы в ведущих научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка

использованной литературы, включающего 296 источник. Общий объем диссертации 178 страницы машинописного текста.

Понятие «соотечественники, проживающие за рубежом» как политологическая категория

Демографические процессы вообще, и миграционные процессы в частности становится альфой и омегой и социального, и политического развития. Миграционная политика и ее основополагающие характеристики становятся индикатором и внутренней, и внешней политики государства, критерием ее эффективности, а в определенные периоды и интегративным показателем эффективности политики.

Однако для того чтобы разобраться в проблеме, означенной в диссертационном исследовании, необходимо, прежде всего, определиться с такими понятиями как «диаспора» и «соотечественник».

На сегодня российские исследователи академической школы завязли в терминах и в основном пытаются определить, как правильно продефинировать феномен, именуемый в государственных документах как «зарубежные соотечественники»1. Чаще всего научное сообщество признает некоторую тождественность понятий «зарубежные соотечественники» (далее просто «соотечественники») и «диаспора». Но на этом терминологическая путаница не заканчивается. Так, В. А. Тишков, профессионально занимающийся проблемами нации в их этносоциологическом ключе, не приемлет термин «диаспора», предлагая взамен термин «нация-партнер», который вообще лишен какого бы то ни было смысла, так как единой русской нации, в ее традиционном понимании, в той же Украине нет и тогда совершенно не ясен критерий ее идентификации .

Диаспоры, существующие в настоящее время, сформировались в результате эмиграции. Этимология слова «диаспора» напрямую связана с миграционными процессами, термин происходит от греческого «разбрасывание» и появился в эпоху расселения греков. В результате миграции в VIII-VI вв. до новой эры были созданы множество колоний в Средиземноморье и Причерноморье. К.Маркс по поводу данной миграции писал: «В древних государствах, в Греции и Риме, вынужденная эмиграция, принимавшая форму периодического основания колоний, составила постоянное звено общественного строя». Причинами эмиграции греков из своей страны за границу стали острая нехватка земли из-за перенаселенности Греции социальная и политическая напряженность в греческих полисах бурное развитие торговли. Около 750 г. до новой эры была основана колония Кум (севернее Неаполя) - первая колония в Италии. За следующие 200 лет греческие поселения и греки распространились по Средиземноморью и Причерноморью. В 690 г. до новой эры переселенцы с Родоса и Крита основали в Сицилии город Гелу, ставший затем одним из богатейших городов. В 658 г. до новой эры основан город Византии.

Как правило, греческие колонии возникали в удобных природных гаванях. Первоначально развивались торговые поселения (эмпории) и собственно колонии (апойкии) - постоянные поселения земледельцев и ремесленников. Со временем отличия между ними сглаживались, и они сливались в единое поселение. Земледелие мигрантов стало товарным, и колонии выполняли посредническую функцию в торговле Эллады с отдельными территориями «варварского» мира. Каждая из колоний, будучи суверенной, сохраняла узы родства с метрополией. Переселенцы, отправляясь в колонии, брали огонь с алтаря храма родного города. Государственное устройство колонии обычно соответствовало конституции метрополии, и дружественные связи между ними поддерживались достаточно долго. Миграция имела важные социально-экономические последствия для отдающей страны (Греции) и принимающих территорий (колоний). Оживились миграционные контакты с восточным Средиземноморьем, темпы экономического роста Греции ускорились, развивались земледелие, рыболовство и торговля. Миграция греков привела к эллинизации варварских народов и распространению культуры.

Под «диаспорой» традиционно понимается часть народа (этнической общности), живущего вне страны его происхождения, в новых районах своего расселения. Но современное понятие «диаспора» не соответствует своему классическому эквиваленту, который изначально использовался в очень узком контексте иудо-еврейской культуры. Но в настоящее время возникает вопрос: какие народы можно считать классически «рассеянными» по разным территориям в век, когда глобализация вообще стирает все границы традиционных стран?

Рассматривая такое явление, как диаспора в современном глобальном мире, исследователи, как правило, акцентируют внимание на одном из двух пунктов:

1) феномен современной диаспоры невозможно понять без анализа различных компонентов глобализации и тогда диаспора приобретает черты транснациональной общины.

2) неотъемлемым условием изучения феномена современной диаспоры является процесс распознания различных ее типов2 (то есть необходимо определить, является ли страна происхождения диаспоры суверенной, является ли диаспора результатом добровольной миграции или вынужденного переселения и т.п.).

Так, по классификации Дж. Армстронга, современные диаспоры делятся на «мобилизованные» - те, которые обладают высоким политическим, экономическим и организационным потенциалом, и «пролетарские», которые не имеют навыков для эффективного действия в своих коллективных интересах1.

Следуя логике типологизации диаспоры как феномена, в свою очередь отметим, что внутри одной диаспоры в принципе можно вычленить разные социальные слои, на основании чего можно определить диаспору не как некое корпоративное сообщество, а как союз корпораций.

Миграционная политика зарубежных стран по обеспечению национальной безопасности

Миграция как социально-экономический феномен была тесно связана с процессом глобализации, или была его фактором, или его следствием. Необходимо подчеркнуть, что если глобализация (в данном случае именно посредством миграции) в рамках традиционного общества проходила зачастую посредством перенесение на социально-политическое пространство более слабого общества культурных, экономических, политических традиций более сильного, ставшего на миграционную волну. В индустриальном обществе глобализация (и порожденные ею миграционные волны) являлась частью государственной политики и связывалась с привнесением «своего» политического порядка в инополитическую среду (конкиста, реконкиста, освоение Сибири). В ситуации перехода от индустриального к постиндустриальному обществу миграционные процессы начинают проявляться в качестве неотъемлемой составляющей политического процесса, т.е. с одной стороны, миграционные процессы порождаются как локальными, региональными, так и глобальными политическими процессами, а, с другой, сами политические процессы становятся детерминированными миграционными волнами1. Более того, миграционные процессы становятся одним из главных причин и факторов социальных и политических, экономических изменений как в обществах получения, так и в обществах отдачи мигрантов.

Современная социально-демографическая ситуация осложняется крайне неравномерным экономическим развитием разных регионов, и нередко оказывается так, что экономически нестабильная ситуация в стране дополняется высоким уровнем фертильности, что естественным образом приводит к интенсификации миграции из данной страны в экономически более развитые государства. Страны же с высоким уровнем экономического развития, как правило, сталкиваются с проблемой более или менее значительного сокращения рождаемости, параллельно с довольно высокими объемами иммиграционных потоков1. Следовательно, перед странами-реципиентами встает целый комплекс проблем, связанный с экономическим обеспечением мигрантов, их интеграцией в новые социальные и политические условия, особое значение принимают проблемы толерантности (особенно национальной и религиозной), соблюдения прав человека и обеспечения национальной безопасности.

Так, появляются совершенно особые, ранее не существовавшие феномены социально-политической жизни, связанные с присутствием в стране-реципиенте крупных общих мигрантов состоящих из двух-трех поколений в глубину. Это районы компактного проживания мигрантов определенного этноса, партий с антииммигрантскими программами и избирательными платформами, появление «этнических» сфер занятости в легальной и «теневой» экономике, введение билингвизма в образовательных учреждениях и местах общественного пользования и т.п.

Именно для настоящего времени характерна тенденция, когда миграционные потоки оказывают серьезное влияние на демографическую и этническую ситуацию в принимающих странах и мигранты становятся активными участниками политических процессов.

Н.В. Воробьев, рассматривая социальное влияние миграций, выделяет целый комплекс последствий2:

1. Меняется численность населения и его возрастная структура (как известно, наиболее миграционно активна молодежь от 17 до 29 лет), сто может привести к смене режима воспроизводства населения.

2. Поскольку качественные характеристики мигрантов отличаются от характеристик постоянного населения в местах выхода и вселения, происходят изменения в составе населения по образовательному уровню, социальному статусу, сферам деятельности и т.д.

3. Увеличивается этническая мозаичность населения в местах вселения мигрантов. Многие миграционные потоки, как правило, имеют ярко выраженную этническую направленность.

4. Формируются новые генотипы, изменяются генофонд и течение генетического процесса в популяции.

Все это приводит переносу, трансляции, смене идентичностей в принимающих странах. Происходит не просто замещение населения, а смена ведущего антропологического типа. Помимо выделенных последствий, можно также сформулировать следующие:

Категория: Голос города | Добавил: stavropol-8652 (16.09.2015)
Просмотров: 692 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar